Автор Тема: 375 мм зеркало - хроника в вопросах и ответах  (Прочитано 84852 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн maRio100

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 45
Не совсем понял про резину, куда и что? :-\ Ага, тойсть зеркало крутиться не только относительно шлифовальника, а и относительно тех трех зажимов? Тем самым препятствуя возникновению астигматизма. Тогда в варианте с наклеиванием планшайбами, когда мы будем менять местами зеркало с шлифовальником, тогда мы будем препятствовать возникновению астигматизма. Я правильно мыслю? ::)

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Не совсем понял про резину, куда и что? :-\
Чисто теоретически, зеркало,  будучи уложено на плоскость, будет опираться на нее только тремя  случайными точками тыльной поверхности. Зеркало тонкое, и  под влиянием собственного веса, а также переменной нагрузки от шлифовальника, будет прогибаться между этими точками. Если не принимать никаких мер, легко получить в процессе шлифовки астигматическую (= не являющуюся осесимметричной фигурой вращения) поверхность. Эти же рассуждения касаются и боковых упоров, нагрузка от которых сосредоточена в трех небольших учасках боковой образующей зеркала.

Вращающаяся планшайба - дюралевая, проточена на станке, т.е. более-менее плоская. На нее, сверху, уложен лист резины (круг), который тоже достаточно равномерный по толщине (резиновый "прокат" :)) . Зеркало укладывается на резину тыльной стороной, о плоскости которой мы уже позаботились ранее, и таким образом, его  возможные прогибы до определенной степени минимизируются. Дополнительной мерой, "усредняющей" влияние прогибов, явялется изменение положения (повотот) зеркала относительно планшайбы/боковых упоров -  каждый раз при снятии с планшайбы (на мытье и т.п.) зеркало  ложится на резину в другой ориентации,  и контактирует с боковыми упорами другими участками боковой поверхности.

« Последнее редактирование: 21 Мая 2012, 13:42:43 от ZAP »

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Наклейка на план чаще используется для преломляющих деталей, типа линз, ну и для тонких зеркал. При наклейке проблема прогибов как бы исключается  - если клеить аккуратно, на пятачки.  Главный подводный камень этого способа - деталь может изогнуть (покоробить) в процессе наклейки. А потом, после окончания изготовления и расклейке блока, произойдет возврат детали в исходное состояние, и хорошая поверхность превратится непонятно во что...  :o

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Тонкая шлифовка окончена. Линейка микропорошков М40, М28, М20 (карборунод), М14 (наждак), М40 - несколько часов "чистого времени", остальные фракции 1.5.- 2 часа. Контроль матовости - с микроскопом. В косых лучах - уже отражает!  ;D

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Переходим к полировке.  ;)
Основание полировальника - дюраль, выпуклая поверзность имеет радиус кривизны близкий к радиусу  кривизны зеркала. Смола - на основе пека с канифолью, точный состав уже не известен (многократно модифицировалась ::)), но для текущих температур (~25 С )  подойдет.  Диаметр заполненной смолой части полировальника немного больше диаметра зеркала  (~1.1. D).
Полировальник укладывается вниз, зеркало, соответственно, сверху. Формовка - обычным способом -  подогреваем, формуем мокрым зеркалом, до получения контакта по всей площади.

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Для передачи усилия поводка станка на зеркало в положении "сверху" используется держатель, конструкция которго понятна из фото ниже. Основание держателя проточено на токарном станке и отфрезеровано (для облегчения). Шесть боковых упоров удерживат зеркало - плотно, но без пережатия - для исключения возможного астигматизма.

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Запускаем пробную полировку -  10 мин., центральный штрих 1/4 D в одну сторону.

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
После пробной прополировки зеркало уже достаточно отражает для первых испытаний.  На этом этапе контроль ведется  ИЗ ЦЕНТРА КРИВИЗНЫ, используется  решетка Ронки (10 л/мм) в ПРЕДФОКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ. Здесь и в дальнейшем решетка устанавливается только в предфокальное положение  - для однообразия и исключения путаницы.  По  ронкиграмме (фото) видно, что имеется бугор в центре (линии искривляются  К ЦЕНТРУ  примерно от зоны 0.7 ) и, возможно, легкий  завальчик. В принципе, нормальная ситуация на начальном этапе полировки. ;)

Оффлайн maRio100

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 45
Александр Петрович, ну насколько мне известна теория. На сравнительно мягкой смоле полировка идет достаточно быстро (в сравнении с более твердой смолой), но легче получить завал края, достаточно огронмый, если не контролировать. Но на относительно твердом полировальнике, легче держиться фигура, но медленнее полируется. Не стоит ли задуматься о двоих полировальниках, чтобы на одном была более твердая, а на другом более мягкая смола? Ведь процесс займет около 10 часов, может быть больше. для такого диаметра. И вообще, что лучше, твердая, нормальная, или мягкая смола?

Оффлайн Roman Kosh

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 199
  • Живи и процветай!
Александр Петрович, ну насколько мне известна теория. На сравнительно мягкой смоле полировка идет достаточно быстро (в сравнении с более твердой смолой), но легче получить завал края, достаточно огронмый, если не контролировать. Но на относительно твердом полировальнике, легче держиться фигура, но медленнее полируется. Не стоит ли задуматься о двоих полировальниках, чтобы на одном была более твердая, а на другом более мягкая смола? Ведь процесс займет около 10 часов, может быть больше. для такого диаметра. И вообще, что лучше, твердая, нормальная, или мягкая смола?
А что мешает контролировать ошибки, смещением штрихов или регулировкой скорости поводка и шпинделя?
Главная задача - снять мат и вывести более и менее вменяемую фигуру без ярко выраженных ошибок. А дальше в какую сторону двигаться подскажет нуль-тест.  :pivo:
Никакая опытность не сможет противостоять случайности.

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Цитата: worldw
Но на относительно твердом полировальнике, легче держиться фигура, но медленнее полируется. Не стоит ли задуматься о двоих полировальниках, чтобы на одном была более твердая, а на другом более мягкая смола? Ведь процесс займет около 10 часов, может быть больше. для такого диаметра. И вообще, что лучше, твердая, нормальная, или мягкая смола?
   В теории - все правильно  и многократно проверено практикой  :) Идея двух полировальников, возможно, и сработает, однако, если идти по пути минимизации трудозатрат (=времени), два полировальника вряд ли окажутся наилучшим  решением. Одна только возня с приведением полировальника в "рабочее" состояние чего стоит! ;D

   Вопрос "правильной" твердости смолы приходится решать каждый раз, начиная полировку новой стекляхи. Или другими словами,  каждый раз проводить серию  мини--экспериментов, дающих ответы на вопросы - "а как эта смола будет работать с данным зеркалом?", и "что нужно изменить, чтобы она работала как нужно?". Основными факторами, которые принимаются во внимание, являются сорт стекла, температура в помещении, режим полировки, ну и разумеется, состав (твердость) смолы.

    Понятно, что влиянию поддаются состав смолы, температура  (в небольших пределах) и режим полировки. Свойства смолы определяются пропорцией ее компонентов, их качеством и историей/происхождением ( которые, как правила, неизвестны, что часто и дает непредсказуемые результаты, плохо соответствующие теории ).  Разница в скорости полировки между "твердой" и "мягкой" смолами не столь разительна (не в 5-10  раз  ;)) чтобы придавать решающее значение именно этому моменту.  Поймав "завал" на мягкой смоле, его, скорее всего, не удастся вывести за разумное  время -  даже перейдя на смолу бОльшей твердости.
 
    Я обычно исхожу из принципа "минимально-допустимой твердости ", означающего, что  твердость смолы  должна обеспечивать поддержание формы зеркала при полировке.  Нащупать "минимально-допустимую"  твердость  можно практически, делая пробные сеансы полировки и наблюдая результат.  Нормально отшлифованное зеркало достаточно близко к сфере, и типичная рекомендуемая  смесь смола/канифоль 60/40, является достаточно хорошим приближением для первых проб.  При нормальном штрихе, как при ручной, так и при машинной полировке,  смола "минимально-допустимой твердости "  должна "подравнивать" рельеф в сторону сферы, ну или, по крайней мере, поддерживать имеющийся рельеф без изменений. Если форма зеркала "плывет" - наполировывается яма/завал - твердость смолы недостаточна, перевариваем, добавляя канифоль, переформовываем полировальник , и т.д..
    Скорее всего, понадобятся смолы разной твердости для разных сортов стекла - напр., смола, еще нормально работающая на твердых стеклах (ЛК, кварц),  уже может давать царапины на мягких (иллюминаторы, К8,..). 
    Температурный фактор и режим обработки также не стоит упускать из внимания. Смолы, работающие хорошо при +26 могут "забастовать" при +18.  При машинной или интенсивной ручной полировке происходит активное  выделение тепла (из-за трения), смола разогревается локально, и соотв., ее свойства могут меняться.


Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
30 мин. полировки, центральный штрих 1/4D  в одну сторону, суммарная нагрузка на зеркало около 8 кг + вес зеркала.
Бугорок подравнялся, сам собой -  без всяких ухищрений  ;) 

Оффлайн maRio100

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 45
Данная ронки грамма пока что просто по теневому методу, или уже на нуль тесте? 8 кг? Не за много? ::)

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Цитата: worldw
Данная ронки грамма пока что просто по теневому методу, или уже на нуль тесте?
Из ЦЕНТРА КРИВИЗНЫ, внимательно читаем выше  ::)

Цитата: worldw
8 кг? Не за много? ::)
На такую площадь? Скорее, маловато...  ;D

Оффлайн Серёга

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 485
Ведь процесс займет около 10 часов, может быть больше. для такого диаметра. И вообще, что лучше, твердая, нормальная, или мягкая смола?
10 ч = 2-3 рабочих дня, всего-то, не так страшно.  :)
1 лошадиная сила - это сила которую развивает лошаДЪ ростом 1 метр и весом 1 кг..