Автор Тема: Строительство 420мм Добсона!  (Прочитано 63183 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Строительство 420мм Добсона!
« : 26 Января 2007, 07:40:42 »
Началась работа по изготовлению оптики на новый походный инструмент.
Пока первые стадии обдирки. Потрачено не более часа-полутора.
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #1 : 26 Января 2007, 08:11:24 »
По поводу конструкции самого инструмента вроде пока вопросов нет за исключением одного - как в моем случае организовать юстировку главного зеркала. Есть несколько ньюансов. Оправа ГЗ должна быть небольшой толщины (компактная). И юстировка должна будет осуществлятся со стороны ГЗ а не с тыльной стороны.

По обдирке есть еще одно сомнение... Диск для обдирки был выбран не металлический. Вместо него я использую обычный шлифовальный круг диаметром 170мм с мелким зерном (0,2-0,3мм). Этот вариант мне предложил Леонид Ткачук. Он именно так обдирал свою заготовку. Больше я не слышал о таком способе.... не будет ли у меня проблем с этим?
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #2 : 26 Января 2007, 10:52:46 »
По обдирке есть еще одно сомнение... Диск для обдирки был выбран не металлический. Вместо него я использую обычный шлифовальный круг диаметром 170мм с мелким зерном (0,2-0,3мм).
Технология не совсем стандартная, но вполне работоспособная, так что долой сомнения  :).  Упоминаяния в телескопостроительной литературе про обдирку  абразивными кругами есть. Недостаток по сравнению с металлическим ступенчатым шлифовальником - быстрый износ, соответственно, получить равномерный по площади наперед заданный радиус углубления тяжелее.  При обдирке, кстати, можно не стесняться и нагрузить шлифовальник максимальным имеющимся грузом - дело пойдет быстрее.

 Судя по фоткам,  надо обязательно  выполнить:
а) кругление боковой поверхности заготовки до цилиндра, причем завершить процесс достаточно мелким абразивам типа М40
б) неясно, есть ли фаска на тыльной стороне, есои нет - обязательно сделать
в) тыльную сторону заготовки лучше заматировать мелким абразивом и по возможности выдержать плоской; чем ближе она к плоскости, тем проще жизнь потом ;)

Кстати, как с китайским/English ;D? Свежий опыт сrazy guys из поднебесной тут:
www.hkastroforum.net/bbs/viewtopic.php?t=3785&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=&sid=860b9bbb9ab3017315814bf2f5d9654d

По поводу конструкции самого инструмента вроде пока вопросов нет за исключением одного - как в моем случае организовать юстировку главного зеркала. Есть несколько ансов. Оправа ГЗ должна быть небольшой толщины (компактная). И юстировка должна будет осуществлятся со стороны ГЗ а не с тыльной стороны.
Вообще-то,  стандартное решение для подобных добов - совсем без оправы как таковой, зеркало висит на ленте и опирается на систему разгрузки, которая используется и для юстировки. Дешево и сердито, как говорится. И откула фантазия юстировать со стороны лицевой поверхности? Гораздо практичнее туда поменьше лазить, особенно ночью.. ;)

В эскизе конструкции трубы несколько напрягают разнесенные точки крепления штанг к верхнему кольцу. Треугольник, ИМХО,  как-то жесточее смотрится  :) 

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #3 : 26 Января 2007, 11:39:04 »
Кругление боковой поверхности сделаю.
Фаски есть и в верху и в низу.
Поматировать зад смогу. Только зачем, пока не понял. Это что-бы зеркало не ездило по разгрузке?
Юстировка со стороны ГЗ нужна для того, что-бы на тыльной стороне небыло лишних выступающих деталей, так как эта часть короба будет наружной стороной ящика для транспортирования инструмента. Не хотелось-бы об юстировочные винты брюки порвать  ;D
Кстате, в предыдущем добсоне у меня юстировка была изнутри...
По поводу треугольников - согласен, сразу не придал этому значение.... доработаем
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #4 : 26 Января 2007, 11:45:14 »
За ссылочку спасибо! Увиденное немного успокаивает...  :D
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн Vladimir Nebotov

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2054
  • Даешь погоду!
    • Украинский Астрофорум
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #5 : 26 Января 2007, 14:40:33 »
Судя по фоткам,  надо обязательно  выполнить:
а) кругление боковой поверхности заготовки до цилиндра, причем завершить процесс достаточно мелким абразивам типа М40
б) неясно, есть ли фаска на тыльной стороне, есои нет - обязательно сделать
в) тыльную сторону заготовки лучше заматировать мелким абразивом и по возможности выдержать плоской; чем ближе она к плоскости, тем проще жизнь потом ;)
Полностью поддерживаю, и еще после кругления обязательно все сколы на торцах надо убрать фаской, как с лицевой так и с тыльной стороны. Если при этом фаска будет пугающе широкая то ничего страшного, при шлифовке все равно толщина зеркала уменьшится и вместе с ней и ширина фаски.
Лучше Ньютона может быть только еще больший Ньютон! :pivo:

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #6 : 27 Января 2007, 11:32:42 »
Поматировать зад смогу. Только зачем, пока не понял. Это что-бы зеркало не ездило по разгрузке?
  :) Судя по происхождению стекла, поверхность заготовки запросто может оказаться неплоской, например, волнистой. Поскольку при тонкой шлифовке/полировке планируется упрощенная разрузка, тыльная поверхность заготовки ДОЖНА быть как можно более плоской, или уж по крайней мере,  центросимметричной. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что на кипе газет зеркало хорошо "уляжется" само. В чисто практическом аспекте,  матовая поверхность надежнее "хватается" руками, и, следовательно, шансы "удачно" уронить стекляху уменьшаются. Есть и мене очевидные, но полезные преимущества тонко-матированной тыльной сторогы (кроме явных эстетических ;D)- не бликует при контроле, легко чернится после алюминирования....
Володя прав насчет заколов, от  этого источника сюрпризов лучше избавиться на этапе обдирки/кругления. 

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #7 : 29 Января 2007, 16:40:35 »
Спасибо за предложения - обязательно учтем...
А вот чернения тыльной стороны зеркала я еще ниразу не видел. В чем великий смысл этого действия?
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #8 : 29 Января 2007, 17:59:29 »
А вот чернения тыльной стороны зеркала я еще ниразу не видел. В чем великий смысл этого действия?
Да вот некотрые харьковские спецы старой школы рассматривали это как обязательный атрибут- покраска тыльной стороны/боковой поверхности зеркала после алюминирования. Как бы способствует уменьшению количества  рассеянного/постороннего света в фокальной плоскости. В современной практике ЛА этот прием практически не используется, вероятно, хватает и просто матовых нерабочих поверхностей. Да и мороки меньше при перепокрытии ;D.  Наши солнечники, тем не менее, свои целостатные зеркала красят  :-\... 

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #9 : 30 Января 2007, 09:59:58 »
Я думаю это стоит попробовать. Во всяком случае хуже не будет.
... а вот чем красить? Наверняка это необходимо будет делать после нанесения алюминия и защитного покрытия...
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #10 : 30 Января 2007, 19:44:46 »
... а вот чем красить? Наверняка это необходимо будет делать после нанесения алюминия и защитного покрытия...
Естественно - после.
Красили какой-то черной нитро-  краской или эмалью, возможно, что-то специальное, времена были еше почти советские. Может Дейна че подскажет (и вообше,  согласится  ли алюминировать второй раз крашенное зеркало, его же под ваккуум небось оттирать придется...  :o )

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #11 : 01 Февраля 2007, 09:57:26 »
Уважаемый А.П.
А каким образом можно добиться равномерного распределения абразива по всей поверхности зеркала.
Почему-то он всегда стремится к центру либо просто вываливается за край зеркала....
С мелким зеркалом такого не наблюдалось....
Помнится в сикоруке предлагали капнуть пару капель шампуня или моющего средства - поможет или как?
СПАСИБКИ!
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1410
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #12 : 01 Февраля 2007, 11:17:55 »
Крупный абразив в сухом виде рассыпается по поверности заготовки, слоем в одно зерно.Затем - смачивется разбрызгиванием. Накладывается шлифовальник - и вперед. Если насыпано слишком много абразива- излишки сдвинутся шлифовальником за край заготовки. Разумеется, слой не должен быть "сплошным", меньшее количество одновременно работающих зерен эффективнее выкрашивает стекло, поскольку давление на отдельное зерно выше (при равном усилии на шлифовальнике).  Сколько сыпать - становится ясно само собой, после некоторой практики  ;D. Уже измельченный абразив продолжает работать, но много медленнее (поэтому самое время для новой порции!), и вместе со шламом увлекается шлифовальником, скапливаясь в центре, и это- нормально, там ведь яма :).
 И какова стрелка на сегодня? Груз на шлифовальник положил?

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #13 : 01 Февраля 2007, 15:14:47 »
Спасибо за совет! Век живи - век учись....
А с обдиркой пока все очень грустно. На сегодняшний момент загружен работой по самые помидоры.
Жена уже забыла как я выгляжу  ;D
Немного поразгребусь и снова возьмусь за дело.
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория

Оффлайн MaxMan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 618
  • регулярно люблю астрономию
Re: Строительство 420мм Добсона!
« Ответ #14 : 09 Сентября 2009, 18:40:08 »
После продолжительного перерыва решил поднять темку. В связи с иногда появляющимся свободным временем потихоньку тру зеркало.
Этап обдирки уже пройден.
Во всю идёт шлифовка.
После последнего пришлифовывания прошел месяц. Во избежиние возможных деформаций шлифовальника за период простоя решил пробежаться всеми фракциями с самого начала. Прошелся 30 минут №60, столько же №70 (хотя можно было и пропустить эту фракцию), один час № 120 и еще пол часа №180. Вроде пока всё нормально. Планирую завтра продолжить.
Фокус остался на месте так как на №60 работал шлифовальником сверху. Надеюсь что форму не испортил. Под зеркалом был слой упругого поролона. Дальше буду работать только зеркалом сверху.
Внимательно прошелся по всей поверхности зеркала с микроскопом и откопал некоторые дефекты.
есть одна большая выколка размером 0,2-0,25мм и три небольших размером не более 0,1мм. Понижать градус не буду.... продолжу дальше.... Мелкие вполне возможно сотрутся... С крупной думаю что уживусь.
Царапин и неоднородности мата не обнаружено. Шлифовка идёт очень плавно и мягко. Скорость шлифовки минимальная. Давление на зеркало отсутствует.
WS-180 GT, Astrograf 190/760 + parracor, RCRL 300, ATiK 16 HR, QHY-5 , Canon EOS 350Da

N 49*57'52"   E 36*05'41"    заходите в гости..... :)  Обсерватория