Оказывается есть ещё вариант для любителя телескопостроения контролировать асферику нуль-тестом.
Этот тест, как альтернатива тестам Росса и Долла. Тест для тех, кому недоступна контрольная плоскость.
Есть такой тест, его всячески пропагандирует дядюшка Эд (Jones), который его и предложил. Тест является изящной модификацией известного теста по сопряженным точкам. Его реальная практическая применимость ныне стала возможной благодаря:
1. появлению недорогих монохроматических источников (лазерных диодов) достаточной яркости
2. появлению компьютерных программ для расчета оптики
3. росту апертурных аппетитов
Суть "модифицированного теста по сопряженным точкам" изложена в начале темы по второй ссылке. Идея теста, если коротко, - осветить параболическое зеркало пучком от удаленного на известное расстояние источника, а недокоррекцию сферической аберрации (возникающей как раз из-за этого конечного расстояния) докомпенсировать
положительной линзой, расположенной на заранее рассчитанном расстоянии в сходящемся пучке. Расстояние до источника может вырьироваться в широких пределах: для испытания трубы в сборе нужна трасса в десятки метров (чтобы хватило хода фокусера), для лабораторных тестов - это несколько метров, и соответственно, нужно собирать контрольную схему на подобии оптической скамьи - дабы уложиться с увеличенным расстоянием от зеркала до фокуса. Формальная рассчитанная погрешность самой компенсационной схемы достаточно мала (~лям/100), однако следует иметь ввиду:
1. Ошибки в расстояниях элементов схемы по отношению к расчетным значениям приводят росту погрешности компенсации. В этом нуль-тесте допуски на погрешность расстояний не столь высоки, как в нуль-тесте Росса, но это не значить, что не следует стремиться их выдержать с максимально доступной точностью.
2. Считается, что радиусы кривизны линзы-компенсатора гарантируются изготовителями с точностью 1%. Это добавляет возможную погрешность ~лям/20 в общий бюджет погрешностей
3. Линза-компенсатор работает, как правило, только своей центральной частью, и, поскольку лучи проходят через нее один раз, считается, что типичная промышленная линза (USA) не внесет существенных погрешностей в волновой фронт. Тут, конечно, налицо некоторая лотерея, но можно и положиться на удачу.
4. Нужно быть готовым к помехам от турбулентности воздуха, особенно на длинных трассах, и как-то с ними бороться
В принципе, с точки зрения практики тест вполне осуществим: покупаем подходящую линзу на Surplus Shed-e, берем любую программу для расчета оптики (OSLO, напр.), считаем отрезки, собираем схему, и смотрим....
В случае крупных апертур модифицированной тест по сопряженным точкам может оказаться просто безальтернативным, - полуметровую плоскость - поди найди, а параболические зеркала в районе полуметра - дело нынче обычное ...
Стоит также помнить любопытный вывод, следующий из дискуссии мэтров в теме по второй ссылке - ни в коем случае не полагаться на единственный метод контроля ("синдром Хаббла"
) .