Украинский Астрофорум

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Движок форума обновлен!

Автор Тема: ГЗ из 170мм конденсорной линзы и опять 25-ть...  (Прочитано 23820 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49

Возврат к "натиранию" зеркала.
Первый опыт был в 1986-87гг. из витринного стекла толщиной 10мм. Диаметр 120мм. Тонкое, литературой служил журнал "Наука и жизнь", ясное дело, что подробностей было мало, а того что было, хватило только для понимания способа нашлифовки сферы. Полировалось, но уже не помню подробностей как. Проверить тогда не успел. Какие тогда порошки мне мама достала!!! Карбид бора, алмазный порошок... Красота, но о самодельных минутниках вспоминать тяжело, еле отбился от царапин...
Второй опыт был в 93-94гг. Заготовка была любезно предоставлена Александром Петровичем. д150мм. Была прошлифована до 1\10, перешлифовал на меньшее фокусное расстояние, но само расстояние было получено спонтанно - как получилось после обдирки-шлифовки, 1\5.6.
Фигура получилась удовлетворительной, заодно проверил и первое зеркало. Привез его из Красного Луча в Харьков и на теневом приборе таки проверил. Первое показало ямы в местах разгрузки, полировал с разгрузкой на 6 точек, вполне нормально можно было сделать, но по "зелености" перестарался.
И вот третий "заход".
В проекте ГЗ из конденсорной линзы.
Не очень хочется сверлить центральное отверстие для крепления за центр. Вопрос: при разгрузке по задней поверхности на 3 точки не будет ли прогибаться тонкий край бывшей линзы при упоре в предохранительные элементы при горизонтальном положении трубы скопа?
« Последнее редактирование: 04 Октябрь 2011, 11:40:41 от valera_o »
Записан

ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1409
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #1 : 02 Август 2011, 15:35:09 »

Размер линзы/толщина по краю? Вообще-то, телескоп редко смотрит точно в горизонт, в остальных же случаях ничего критически не должно прогибаться.
Возможно, стоит преодолеть себя и высверлить центральное отверстие? Оправа и рагрузки в этом случае сведутся к единственной шпильке с гайкой.... ::)
« Последнее редактирование: 02 Август 2011, 19:37:39 от ZAP »
Записан

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #2 : 02 Август 2011, 16:55:07 »

Здравствуйте, Александр Петрович!
Диаметр 170мм, толщина около 2мм по краю.
Вы говорите о малом диаметре отверстия? Сверлить его чем? Тоже трубкой или есть варианты?
Была мысль, если уж решусь сверлить, то с перспективой на ньютон-кассегрен, если уж есть отверстие в ГЗ, почему не использовать? Только сильнее 1\5 ГЗ делать не решусь, и кассегрен получится не больше 1\16-1\20, да и опыта по вторичному выпуклому зеркалу нет. Вот и вернулся к тому, что раз кассегрен не реален, то зачем сверлить? ;)
Записан

ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1409
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #3 : 02 Август 2011, 20:56:14 »

Цитата: valera_o
Диаметр 170мм, толщина около 2мм по краю.
:o :o ух, тонюсенькое! Опасная толщина, любой, даже легкий удар/пережим - и закол готов!   М.б. скргулить немного, хотя бы до 4 мм по краю?                    Опереть можно и на 2 мм,  если аккуратно, но рациональной такая боковая разгрузка вряд ли будет, поскольку  плоскость ее приложения не совпадает с плоскостью, проходящей через центр тяжести зеркала.

Цитата: valera_o
Вы говорите о малом диаметре отверстия? Сверлить его чем? Тоже трубкой или есть варианты?
Диаметр - любой, по подручным средствам, от 8 до 30- 40 мм. Кроме традиционной трубки + абразив, можно поискать цилиндрические трубчатые сверла с алмазной набивкой. Алмаз режет быстрее,  но поспешать лучше медленно,  и обязательно хорошо охлаждать место реза водой.

Цитата: valera_o
Была мысль, если уж решусь сверлить, то с перспективой на ньютон-кассегрен, если уж есть отверстие в ГЗ, почему не использовать? Только сильнее 1\5 ГЗ делать не решусь, и кассегрен получится не больше 1\16-1\20, да и опыта по вторичному выпуклому зеркалу нет.
С Кассегреном в данной ситуации лучше не связываться, а "потратить порох" на плавное ГЗ. При умеренной светосиле 1/5-1/6 телескоп получится вполне универсаоьный, а задача получения больших увеличений нынче решается просто - окулярами/Барлоу.
Записан

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #4 : 03 Август 2011, 08:22:47 »

Как вариант можно ли трубкой просверлить до 0.6 толщины с тыльной стороны и крепиться за кольцевую щель герметиком? Т.е. в инете такой вариант есть, Ваше мнение, Александр Петрович?
Если сверлить насквозь, пробку дорезать полностью и вклеивать обратно или не дорезать 3-4мм в середине таки лучше, т.е. сверлить с двух сторон?
Записан

ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1409
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #5 : 03 Август 2011, 09:21:09 »

Цитата: valera_o
Как вариант можно ли трубкой просверлить до 0.6 толщины с тыльной стороны и крепиться за кольцевую щель герметиком? Т.е. в инете такой вариант есть
Можно и так, должно сработать! Или даже просто приклеить на один пятак герметика в центре. Сферическую выпуклую сторону линзы по-любому придется срезать (сошлифовать) до плоскости диаметром 50-80 мм.   

Цитата: valera_o
Если сверлить насквозь, пробку дорезать полностью и вклеивать обратно или не дорезать 3-4мм в середине таки лучше, т.е. сверлить с двух сторон?
Если речь об отверстии  8-16 мм -  можно высверлить и забыть, если что-то побольше, лучше пробку не дорезать, засверлиться с двух сторон, закончить фигуризацию, а потом досверлить (с тыльной  стороны  ::))
Записан

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #6 : 03 Август 2011, 09:57:33 »

Тыльную сторону шлифовать на листе шлифпорошком или на шлиф. станке тоже можно?
Насколько обязательно сошлифовывать тыльную сторону, если крепить за щель?
« Последнее редактирование: 03 Август 2011, 10:23:36 от valera_o »
Записан

ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1409
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #7 : 03 Август 2011, 10:48:25 »

Шлифовать на листе металла или стекла бОльшего размера, свободным абразивом.  Делов - на час ;D, зато будет удобная базовая поверхность.  Если крепить за кольцевую щель - заднюю поверхность можно и не трогать  ::)
Записан

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #8 : 03 Август 2011, 10:53:39 »

Понятно. Спасибо за советы.
Записан

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #9 : 12 Август 2011, 05:21:13 »

Вчера начал резать кольцевую щель. На №25-м электрокорунда прошел за час 5мм. диаметр сверла 28мм, толщина стенки 1мм.
По диаметру прошлифовал хомутом с тем же №25, толщину края довел до 4мм, бруском снял фаску 1мм.
Записан

ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1409
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #10 : 12 Август 2011, 10:49:27 »

Вчера начал резать кольцевую щель. На №25-м электрокорунда прошел за час 5мм. диаметр сверла 28мм, толщина стенки 1мм.
По диаметру прошлифовал хомутом с тем же №25, толщину края довел до 4мм, бруском снял фаску 1мм.
Ага. Удачи!  ;)
Записан

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #11 : 16 Август 2011, 04:56:22 »

Пошел процесс!
Первые 0.2мм стрелки кривизны есть!
Отлил из стартовой шпаклевки ответную часть задней стороны линзы, пропитал акриловым лаком, а потом эпокси с гипсом. Смолу загустил гипсом, чтоб не стекала. Закрепил на столике и пошел орудовать кольцом... Прямой штрих в сочетании с овальным. Или это я так думаю. ;)
Вращающийся столик из дсп, но буду смотреть по ходу процесса, есть некоторый нехороший осадок после первого сеанса, сдается мне, что получилось много мест, где можно "припрятать" на нехороший час парочку-троечку зернышек абразива, а мыть дсп-шный стоилик - повздувается...
Записан

SWN

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1020
  • Н.Водолага
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #12 : 16 Август 2011, 06:47:28 »

Пошел процесс!
 а мыть дсп-шный стоилик - повздувается...
Круг из пленки можно подложить.
Записан
И вся печаль проходит, когда глядишь на звезды

valera_o

  • Newbie
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 49
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #13 : 16 Август 2011, 07:55:51 »

да, наверно так и сделаю.
Как оказалось "плоская" сторона линзы совсем не плоская, а несколько выпуклая.так что первые 20минут ушли на убирание выпуклости.
никак не могу решить делать 1\5 или 1\6? Хочу в основном по дипскай выступить и с возможностью в дальнейшем пофотографировать.
Записан

ZAP

  • Hero Member
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1409
Re: Разгрузка ГЗ из линзы
« Ответ #14 : 16 Август 2011, 09:37:10 »

Цитата: valera_o
никак не могу решить делать 1\5 или 1\6? Хочу в основном по дипскай выступить и с возможностью в дальнейшем пофотографировать.
Парабола нужна в обоих случаях, так что все равно придется повозиться. Асферичность у 1/6 поменьше, а следовательно, и шансы на удачное зеркало - повыше. ::)
Для визуала разницы 1/5 - 1/6 практически нет, разве что кома становится практически незаметной с 1/6;  для фото - при 1/5  немного больше размер поля зрения
(при одинаковом размере приемника).
Записан